Прага и геометрия

Перейти вниз

Прага и геометрия

Сообщение автор Mistr в Пт Сен 16, 2011 2:39 pm

Геометрический лес
Медиивалисты не сомневаются, что многие средневековые города были основаны на каких-то духовно-прагматических принципах. У романской архитектуры, и особенно у готики, были свои образцы строительства, но нет написанной теории архитектуры и градостроительства. Она возникает в период ренессанса. Тем не менее, богатство средневековых символов, их расположение и повторение геометрических модулей указывает на хорошо проработанную философию, или скорее, теологию вселенной, копией которой был каждый большой костел. Копия в средние века понималась как аналогия, а не фотография.


Вид на кафедральный собор св. Вита с востока

Особенность готических кафедральных костелов в том, что они производят впечатление построенных не из камня, а из какого-то более теплого и гибкого материала. Некоторые называют это окаменевшим светом, а мне опорные разбегающиеся ребра, система фиал с почками распускающейся жизни напоминают лес, или даже лесную пещеру - место, где входим во внутреннее пространство души и где жизнь преодолевает камень. Кафедральный собор - очень вегетативная постройка, но если исследуем ее геометрически, то с удивлением увидим строгий абстрактный порядок.

Можно было бы легко сделать заключение, что для средневекового человека характер мира был геометрический, основанный на числах. Я видел много менгиров, костелов и паломнических мест. Много раз я себе говорил: «Это красиво! Здесь что-то возвышенное». При этом было чувство, что смотрю на что-то живое и неповторимое, как например, луг, расцветающее дерево, полет черного аиста. Позже я прочитал обзор Милана Шпурека о геометрической сети, на которой стоят чешские менгиры и пражские костелы. Не то, чтобы я сомневался в способности древних цивилизаций или средневековых архитекторов провести на местности прямую или соединить несколько камней одной линией, но кажется, что красота места не геометрического происхождения. Или мы забыли геометрию живого?

Расстояния, соотношения, углы геометрической сети, на которой расположены многие менгиры, романские и готические постройки не случайны, а основаны на числах. Это касается и сакральной геометрии столицы.


Базилика св. Иржи на Пражском Граде


Храм Матери Божьей перед Тыном

Думаю, что менгиры и средневековые сакральные постройки указывают на одновременно геометрический и вегетативный характер мира. Одно не заменяет другое и не является главным. Важна взаимная игра обоих составляющих, способ, которым геометрическое привито к вегетативному. Танец обоих. Гармония в греческом означает объединение стабильной и гибкой частей; как надеваем колесо на ось, костел - на местность, менгир - на вселенную, человека - на душу. Вместо вегетативной основы можем говорить о матери, Еве, мудрости, а геометрическому соответствует порядок, мужчина, разум. Или можем смотреть на Адама и Еву - две башни разной ширины у средневековых костелов, как например, св. Иржи на Пражском граде или храма Матери Божьей перед Тыном.
У современных зданий нет мудрости.

И еще вопрос - как возникла готика? Откуда взялась, так неожиданно и дерзко? Каким образом угадывала родство геометрического и вегетативного? Была создана воображением. Разум и мудрость встречаются на границе ночи и дня, бодрствования и сна. Менгиры, костелы и вечер вызывают сновидение, потому что являются его детьми.

_________________
Если человек делится яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если человек делится идеями, значит, у него нет яблок.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Иерусалим, Небесный град

Сообщение автор Mistr в Пт Сен 16, 2011 2:45 pm

О малых вещах знаем все, большие от нас ускользают. Причинами, какие задачи были у пражской сети дорог, почему костелы стоят там, где стоят, какое значение имеют формы и размеры пражских площадей, занималось несколько исследователей. Вилем Лоренц в книге о Новом Месте пражском сделал важное открытие - южная часть Нового Места подобна историческому Иерусалиму. Зденек Горский в книге о пражском орлое объяснил астрономическое значение линии солнцестояния, соединяющей середину Карлова моста под одной моделью вселенной, которую называем Староместской мостовой башней, и кафедральным собором св. Вита. И наконец геолог Милан Шпурек, который годами сидел в пражском Геофонде над точными планами Праги, открыл сакральную геометрию чешской столицы.


Карл IV

Главным мотивом этого исследования является обращение внимания, что важная часть характера и красоты Праги связана с космосом и Богом, с каббалистической магией и теологической мудростью. Не Франц Кафка дал Праге свой магический дух, и не рабби Лёв - это город звучит в унисон с человеком. Космические корни города всегда притягивали подобных ему людей.

Карл IV, став римским императором и чешским королем, продумывал свои долгосрочные планы. В молодости он был свидетелем хаотической перестройки Авиньона, и в Праге хотел поступить более обдуманно. В его время граница между духовным и материальным была не слишком четкой. Было взаимное проникновение этих сторон, поэтому многое из черт сакральной геометрии города можем интерпретировать как приземленно, так и теологически. Наиболее экономически продуманными средневековыми постройками были монастыри, но в то же время они являются образом, приближающимся к раю. Нечто подобное действительно и в отношении города, который должен быть приближен к идеальному городу - Иерусалиму. В плане Праги осуществлены оба Иерусалима - тот настоящий, исторический, по плану которого расположены улицы южной части Нового Места, и тот идеальный, который устроен в виде круга.

Что касается реального Иерусалима, так В. Лоренц пишет: «Если сравним Нове Место Пражское в том же масштабе с историческим Иерусалимом, то он бы занял территорию примерно от Вацлавской площади до св. Катержины, оттуда до ворот в Ечной улице, до старой дороги на Вацлавской улице. При дальнейшем сравнении (Лоренц осторожно пишет: «возможно, случайно») сходны определенные размеры: основные расстояния и длины улиц. Расстояние в северо-южном направлении между Тарик-беб-эль-Амуд до Гаре-эн-Неби-Дауд в Иерусалиме составляет 960 м. В Праге в этом же направлении Вацлавская и Катержинская площади, связанные Штепанской улицей - 948 м. Ширина Иерусалима от востока к западу - 865 м, в Праге от ворот на Ечной улице до старой дороги на Здераз - 860 м, из того от ворот до каменного угла Карловой площади 585 м, в Иерусалиме от Давидовых ворот по храмовому периметру 582 м. Район Храма в Иерусалиме на южном конце 275 м, в Праге от каменного стола до старой дороги на Здераз тоже 275 м. Продольная сторона храмового участка в Иерусалиме 520 м, и Карловой площади тоже 520 м».


Бывшая часовня Тела Господня

Южная часть Нового Места, т.е. между Вацлавской площадью и Вышеградской, или Пршемысловской дорогой, которая раньше соединяла Вышеград и Левый Градец, спроектирована как идеальный город. Скотный рынок, или Карлова площадь, должен был стать священным участком Праги, а часовня Тела Господня выдающимся паломническим местом севернее Альп. Вероятно, Карл был в то время под влиянием вновь популярного св. Августина, который внес в христианскую жизнь два очень важных элемента - психотерапевтическую исповедь и человека как часть вселенского процесса. Космические элементы - звезды, солярная и лунарная сферы - применяются в готике и ссылаются на языческое представление небесного порядка. Однако, Августин превратил этот порядок из первоначального ведущего принципа языческого мира в инструмент в руках триединого христианского Бога. Поскольку он триединый Бог, его создания тоже должны иметь триединые черты. Августин говорит, что триединство всей реальности заключается во вселенском бытии, знании и желании. Подобно тому внутренняя жизнь человека является суммой воображения, воли и взглядов. Т.к. город - это большой человек, возможно, его триединство отражено во вписанных в него треугольниках.

Следующим идейным источником концепции Нового Места Карла мог быть сирийский монах Псевдо-Дионисий Ареопагит, уделявший большое внимание небесной иерархии и ее отражению в христианской общине.


Костел св. Михала в Ирхаржих

Реальный Иерусалим почти прямоугольный, идеальный Иерусалим круглый. Средневековая копия, как мы уже говорили, является аналогией. Прага в себе комбинирует оба Иерусалима. Тот реальный является частью концепции Карла, а идеальный - старше. Это круг, описанный костелами св. Петра на Поржичи, св. Вита на Пражском Граде и св. Петра и Павла на Вышеграде. Центром этого круга является костел св. Михаила архангела в Ирхаржих. Идеальный Иерусалим - небесный город, так кто другой мог бы его охранять, если не небесное войско во главе с победителем самого дьявола?

Св.Вит и св. Петр на Поржичи являются вершинами следующих треугольников, вписанных в город. В одном случае речь идет о квадрате Эмаузы - часовня Тела Господня - св.Климент в Климентской улице - св. Климент в Бубнах, но т.к. Здесь св. Климент сдвоен, то аспект линии только тройной.

По кругу идеального города должны проходить две оси - cardo a decumans - приблизительно в северо-южном направлении и восточно-западном. Здесь нельзя углубляться в подробности, но северо-южную дорогу можно отождествить с так называемой Вышеградской, или Пршемысловской дорогой между Вышеградом и бродом у св. Валентина, и далее на Левый Градец. Восточно-западной дорогой несомненно является Королевская, или Святовацлавская дорога, соединяющая Пражский град со Шпитальскими воротами, направляющаяся далее к Старому Болеславу. В старые времена обе дороги проходили близко к берегу Влтавы, а позже переместились далее от реки. Обе дороги соединяют ряд христианских святынь и доисторических объектов.

_________________
Если человек делится яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если человек делится идеями, значит, у него нет яблок.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Человек - малый мир, город - большой человек

Сообщение автор Mistr в Пт Сен 16, 2011 2:46 pm



Бывало, в пивной я встречал человека, которого называли Готик. Он был каменщиком и изготавливал элементы для реставрируемых монастырей и костелов. У него был многолетний опыт в готике, и я его спрашивал: «Какая она? Какое производит впечатление?». Он молчал, размахивал руками, а потом сказал: «Человек должен припасть на колени, и все». Он обнаружил, что когда делает разные закругления, оконца, ему не нужны циркуль и линейка. Он начал чертить раскрытой ладонью, дуги - локтем. Обходил готические здания, измерял их своим телом и говорил: «Ведь они исходят из человеческого тела. Эта готика объединяет человеческое и космическое, человека и Бога». Путь к познанию этого простого принципа продолжался у него несколько лет, и он независимо и на практике проверил его действенность. Если бы заглянул в теорию архитектуры, мог бы изучить это за пару часов, но это не имело бы такую цену.

Советники Карла IV, знакомые с трудами Августина и Витрувия, при основании нового города учитывали соотношения. Это означало, что по возможности сохраняли более старую застройку, но старались включить ее в план города - большого человека, а вновь основываемые здания приспособить к пропорциям и сакральной геометрии. Важно, что если ренессанс и период модерна обращаются с числами как с божеством, как советует Витрувий: «Если того требует характер города, так хорошо из симметрии что-либо убрать или прибавить». Это ключевая фраза. На готических постройках небольшое нарушение симметрии живо и красиво. Готика и ренессанс работали и с модулем человеческой головы, которая хотя и симметрична, но не полностью. Это могла бы быть и характеристика постройки с человеческим лицом. Теперь мы уже видим, что геометрическая сеть не должна быть идеальной!

В кафедральной школе Шартра в первой половине 12 века, т.е. близко перед периодом, когда были основаны многие пражские романские костелы, лежащие на геометрической сети, геометрия стала влиятельной частью теологической теории. Тьерри из Шартра объясняет мистерию Троицы с помощью равностороннего треугольника. Отношения между Отцом и Сыном решаются с помощью квадрата (которого пока не хватает в Праге). В то время и пару столетий позднее было популярным мнение, что Бог - первый архитектор мира, а человек как второй архитектор по его образу повторяет творение Создателя.

Часто слышим, что красота как свойство Божье является видом соответствия части и целого, которое получается на основе числа (numerus), особенного соотношения (finitio) и компоновки (collocatio) как того требует абсолютный и наивысший закон природы. Франческо ди Джорджио пишет в ренессансном трактате, что человек, называемый малым миром, содержит в себе все главные совершенства. Принцип подобный - строительство - производная от человека, поэтому принцип расширяется и на город.

Человек создан по образу Божьему. Местность интересовала средневекового человека меньше, но все же находим ссылки, говорящие об идеальном состоянии, когда архипелаг городов гармонично расположен в мире. Принцип соответствия части и целого, основанный на числе, соотношении и компоновке мог быть близким доисторическим конструктора сети поставленных камней. В свете исторических источников становится ясно, что сакральная геометрия Праги не является чем-то удивительным или подозрительно мистическим, а наоборот, было бы необычным и деградирующим, если бы города не были спроектированы согласно философских и теологических концепций своего времени. После этого геометрически-философского вступления можем приступить к описанию главных геометрических элементов пражского градостроения, открытого нам В.Лоренцом и М.Шпуреком.

_________________
Если человек делится яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если человек делится идеями, значит, у него нет яблок.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Крест

Сообщение автор Mistr в Пт Сен 16, 2011 2:53 pm


Вацлав Янса. Ротонда св. Креста на Конвиктской улице

В Прагу вписано три креста. Самый старый крест относится еще к языческому порядку, и его центр расположен на месте ротонды св. Креста (rotunda sv. Krize), что вероятно, не является случайным освящением. Его перекладины направлены по линии солнцестояния. Равнинная, слегка холмистая местность благоприятна для астрономических наблюдений, потому что небесные тела восходят и заходят за горизонт. В день весеннего и осеннего равноденствия Солнце восходит точно на востоке и заходит на западе. В остальные дни отклоняется к северу или югу. Оно неустанно странствует по небу, пока не достигнет точки, в которой останавливается и после некоторых колебаний возвращается назад. Это точка - солнцестояние. Тогда Солнцу нужна помощь, чтобы оно нашло свою дорогу обратно, чтобы снова был создан мир, управляемый тем же космическим порядком. Направления солнцестояния характерны для большинства доисторических и языческих цивилизаций. Линии равноденствия являются серединой, уравновешиванием между линиями солнцестояния. Здесь внимание перенесено с Солнца на Божественное начало, Творца. Это характерное христианское направление.


Костел св. Климента в Климентской улице


Бывший костел св. Филипа и Якуба на Смихове

Часто говорят, что между 10 и 13 веками (скептики говорят, что до 19 века) язычество и христианство существовали рядом. В геометрии Праги это более-менее мирное и толерантное сосуществование отражается в местоположении первоначальных романских костелов, ориентированных «христиански», но лежащих на «языческих» линиях солнцестояния. Речь идет о линии, параллельной прямой, соединяющей костел св. Климента в Климентской улице с бывшим костелом св. Филиппа и Якуба на Смихове.

На ней расположено пять костелов: св. Ян Креститель в Хабрах, св. Петр и Павел в Больницах, св. Матфей в Шарке, св. Штепан и Шебастиан в Дольнем Либоце и св. Мартин в Ржепах. К этому направлению перпендикулярна линия, соединяющая св. Вит на Пражском граде с ротондой св. Лонгина, ранее св. Штепана, в поселении На Рыбничку (Na rybnicku).


Пражский град. Храм св. Вита


Вацлав Янса. Ротонда св. Лонгина на Рыбничку

Принимая во внимание, что уже в 9 веке Пражский град был окружен мелким рвом, по своему типу скорее культовым, чем фортификационным, полагаю, что перекладина креста, соединяющая Рыбничек и Град, в Праге более старая, а поэтому является основным геометрическим элементом. Конфигурация местности позволяла с ниже расположенных престольных областей пражского агломерата не только наблюдать закат Солнца за визирами скал во время летнего солнцестояния, почитаемого еще Карлом IV, но и оказала влияние на выбор места расположения княжеского престола. Эта прямая логически соединяет мужской элемент - Солнце и возвышающиеся скалы Града - с женским элементом воды из источника На рыбничку. Очень жаль исчезновения обоих уже несуществующих источников с емкостями, располагавшимися на непроницаемом основании пражских террас - Рыбничке и Езерки. Старые изображения Езерки свидетельствуют о прекрасном космическом импульсе места.

Северо-южный крест двойной. Он ориентирован точно по странам света. Его задача, по-видимому, охрана города - что отмечено крестом, то охраняется от несчастья. Последние костелы, сформировавшие крест в южной части города, основаны Карлом IV. Этот крест частично бракованный, что соответствует спиритуальности правления Карла. Могу назвать положительные стороны его правления и интересные личные черты. Отношусь к нему с понятным почтением, однако смешанным с недоверием, как у Милича из Кромержижа, который назвал Карла IV антихристом и в чем-то был прав.


Вацлав Янса. Костел Девы марии и Карла Великого

Много времени я провел у его построек и сравнивал их с более старым и молодым искусством архитектуры. Мне жаль, что я вынужден это сказать, но мне кажется, что Карл использовал и даже злоупотребил сакральные принципы геометрии для укрепления своей власти. Преклонение и священную боязнь из предыдущих веков он сделал средством, укрепляющим государственность. Если из ранних построек исходит смирение перед чем-то, что превосходит человека, у Карла чувствуем магическую операцию власти. Возникает впечатление, что Карл IV построил костел Девы Марии и Карла Великого на Карлове себе, своему эго, что не могло кончиться иначе, как плохо. На это нам указывает некрасиво заломленная перекладина креста, направленная к Карлову, и плохая репутация места, исходящая от черта-строителя до музея госбезопасности и мост Готвальда, популярный у самоубийц.

Если погрузимся в Карловы планы Нового Места, почти фанатично собранную коллекцию мощей, Карлштейна, связанного с Граалем, то столкнемся с какой-то запланированной магической манипуляцией, с которой трудно смириться. Гуситское движение было не революционным, а консервативным. Оно хотело защитить страну не только от известных церковных злоупотреблений, индульгенций, симонией, а также от магии власти, использующей духовные средства. Не вышло хорошо ни с гуситством, ни с планом Карла. Сейчас атмосфера Карловой площади вообще не напоминает Храмовое место в Иерусалиме. Часовня Тела Господня исчезла, как и памятник Сталину. Это были пустые прививки. Напротив, романские костелы, Вышеград, св. Матфей в Шарке и многие другие места доныне дышат первичным признанием и заинтересованностью. С Богом нельзя играть безнаказанно.

Много элементов правления Карла напоминает рудольфинскую Прагу. Различие в том, что о чем время Карла IV тайно медитировала, то время Рудольфа II рассказывала всему миру. Рудольф II должен был разглядеть, что Прага, ранее подготовленная Карлом IV в духе многих принципов, является его городом. Городом, похожим на него больше, чем остальное королевство.

_________________
Если человек делится яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если человек делится идеями, значит, у него нет яблок.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Треугольники города

Сообщение автор Mistr в Пт Сен 16, 2011 2:57 pm

Милан Шпурек обнаружил четыре треугольника, вписанных в планировку Праги. Три из них равносторонние, один равнобедренный. Два из треугольников лежат внутри круга небесного города, у следующих двух вершины на Страгове и в Бубнах. Вероятно, самый важный равносторонний треугольник: св. Вит на Граде - св. Петр и Павел на Вышеграде - св. Петр на Поржичи. Причин на это несколько - соединяет Град и Вышеград, все его вершины лежат на круге, а в его центре располагался костел, освященный в честь Девы Марии. Речь идет о ныне исчезнувшем костеле Девы Марии на Лоужи на месте нынешней новой ратуши на Марианской площади.


1. Ротонда св. Креста • 2. Источник Рыбничек • 3. Священный холм Жижи • 4. Ротонда св. Лонгина • 5. Ротонда св. Вита • 6. Костел св. Штепана • 7. Алтарь кафедрального собора св. Вита • 8. Костел св. Климента в Климентской улице • 9. Бывший костел св. Филипа и Якуба • 10. Костел св. Петра и Павла на Вышеграде • 11. Костел св. Петра • 12. Костел Успения Девы Марии на Страгове • 13. Костел св. Климента в Голешовицах • 14. Бывший костел св. петра и Павла на Здеразе • 15. Костел св. Михала в Ирхаржех • 16. Костел св. Войтеха • 17. Бывший костел св. Лазаря • 18. Костел Девы Марии на Слованах • 19. Костел св. Аполинария • 20. Костел Девы Марии и св. Карла Великого • 21. Костел св. Катержины • 22. Костел Благовещения Девы Марии на Травничку • 23. Ротонда св. мартина на Вышеграде • 24. Бывший костел св. Иоанна Евангелиста на Бойиште • 25. Костел св. Вавржинца на Петршине • 26. Костел св. Индржиха • 27. Костел св. Мартина в стене • 28. Фундамент староместской башни бывшего Юдитина моста • 29. Староместская мостовая башня • 30. Малостранская мостовая башня • 31. Храм св. Микулаша на Старом Месте • 32. Храм св. Микулаша на Малой Стране • 33. Башня Староместской ратуши с Орлоем • 34. Башня Новоместской ратуши • 35. Бывшая часовня Тела Господня на карловой площади • 36. Нынешнее обозначение пражского меридиана • 37. Вацлавская площадь

Главной геометрической чертой Праги является серия треугольников, обращенных вершиной вниз. С одной стороны, геометрическим принципом города как исторический Иерусалим являются пятиугольники Соломоновой мудрости, с другой - в обычной символике треугольник, обращенный вершиной вниз, означает закрепление в верхней сфере и излияние Божьей милости. С духовной точки зрения необходимо, чтобы он сопровождался треугольником, направленным вершиной вверх, что символизирует достижение небес, молитву и общение.


Вифлеемская часовня на Бетлемской площади

В Праге, вероятно, нечто более простое. Кроме общепринятого тройного аспекта, треугольник острием вниз представляет стоящего человека. Этот человек - святой - духовный принцип определен не точками вершин, а своим центром. В то время, как центром равностороннего треугольника является сердце или пуп, у фигуры Девы Марии два центра - сердце Марии и сердце Иисуса. Они бьются в одинаковом ритме, поэтому изобразим их одной точкой, расположенной в середине прямой, соединяющей их сердца. Вписание в город фигуры святого означает то же, что и вписание креста - оба защищают город. Его главный небесный воин - св. Михаил архангел, а чуть выше над ним, в том же круге, стоит Богородица с Сыном Божьим. Город освящен в честь Марии.

Вторым важнейшим треугольником должен быть тот, с горизонтальной стороной, в центре которого стоит Вифлеемская часовня, построенная на месте романского костела св. Филиппа и Якуба. Иконографически речь идет о главных представителях апостолов (около Петра, имеющего свою точку в треугольнике, и св. Андрея, костел которого стоял поблизости, в Бетлемской улице). В народном изложении речь идет о выдающихся чудотворцах, чему соответствует их праздник в канун майской ночи. Однако, согласно Золотой легенде (Legenda Aurea), мы должны брать в расчет и боевой аспект, подобно как у св. Михаила. Филипп также победил дракона, а Якуб - защитник от мавров. Нам начинает недоставать небесного воинства.


Костел св. Петра на Поржичи

Одна из важнейших точек всей геометрической сети - костел св. Петра на Поржичи - пока не ясна. Проблема не в личности Петра, а в местоположении костела. Петр держит ключи от рая, совпадает с ктоническим стражем порога смерти и разделяет с Михаилом обязанности взвешивания мертвых (идущего еще из Египта). Он владыка будущей судьбы души. Костел св. Петра на Поржичи, вероятно, представлял восточную точку небесной защиты города, но также это может быть более важное место, чем нам сейчас представляется.

Область Епископского двора приблизительно в районе нынешнего универмага «Bila labut» у местных назывался «Городище», название которого можем связать с славянским городищем. Место могло быть очень подходящим, потому что на улице На Поржичи было обнаружено старое русло Влтавы, меандр, который был бы хорошим оборонным элементом.

Что касается освящения других костелов, то оно может быть и случайным. Иногда оно отражает личность донатора, иногда связано с местными традициями. Часто не имеет связи ни с каким духовным планом, или включено в него с течением времени.

Сутью сакральной геометрии, по моему мнению, является духовная защита города и его жителей, от внешних ли врагов, или от внутреннего искусителя. Защита достигается построением круга, в который вписан крест и треугольники, символизирующие отдельных святых. Михаил, Филипп и Якуб принадлежат к небесному воинству, Петр охраняет узкие ворота смерти, ведущие к вечной жизни, Микулаш (Николай) охраняет от опасности и несчастья, Климент следит за правильной работой церкви, но обо всем этом заботится Дева Мария с Иисусом на руках.

_________________
Если человек делится яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если человек делится идеями, значит, у него нет яблок.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Синяя роза

Сообщение автор Mistr в Пт Сен 16, 2011 3:08 pm

В.Лоренц обращает внимание на то, что оси всех трех главных площадей Нового Места (Вацлавской, Карловой и Сеноважной) сходятся на месте костела св. Гавела, что якобы связано с тем, что город был размечен с башни этого костела. В действительности этому больше соответствует старое укрепление Гавельского города, которое в некоторой степени сохранилось в башне дома «У синей розы» (U Modre ruzi) на углу улиц На Мустку и Рытиржской. Подобная башня стояла через дорогу в доме № 18 в Старой рихте.


Перекресток Рытиржской улицы и На мустку. Модель А.Лангвейла


Рытиржская улица с домом «У синей розы» между Гавиржской и На Мустку

Во время коронации Карла IV 2 сентября 1347 года в Рытиржской улице было построено деревянное, но покрытое сукном пышное здание, в котором во время пира королю прислуживали земские паны, участвовали 10 герцогов и пять епископов. В то время Карел уже, должно быть, принял решение о строительстве Нового Места. Не знаем, что тогда было - то ли король поднялся на ближайшую башню, чтобы осмотреть будущую застройку и в этот момент ему пришла идея всей градостроительной деятельности, или (что более вероятно) он знал это место давно, поэтому свой коронационный пир спланировал в фокусе, откуда было заложено Нове Место, что духовно защитил теми пятью епископами. В любом случае для Карла было характерным то пересечение важного места и важного момента.


План Нового Места

С момента, как я понял связь дома «У Синей розы» с тремя главными площадями Нового Места и связь площадей между собой посредством этого дома, так прохожу мимо с большим почтением и представляю огоньки на до тех пор пустой территории Нового Места. Средневековые города замерялись ночью, потому что точность измерения на пламя в ночи была выше, чем на какую-нибудь мишень днем.

Пирамидология, или музыка - наука о числах

Согласно пифагорейцам, семь нот соответствуют музыке семи планет. Гармония мира, идет ли речь о космосе, архитектуре или музыке, определена соотношениями чисел и существованием модулей. Впечатление от грегорианского хорала подобно силе архитектуры, к которой он принадлежит, потому что оба являются выражением одного и того же. Материальный мир состоит из четырех элементов. Сумма и произведение тройного аспекта мира и его четырех элементов - 7 и 12. Эти числа являются основными для многих индо-европейских культур, в которых они достигают несчетное количество значений. Милан Шпурек обращает внимание, что в Праге элементы демонстрируются в четырех треугольниках, в которых в сумме 12 вершин, объединяющих семь объектов.


Гавельска ул. и костел св. Гавела

Лоренц находит в планировке Нового Места пропорции 1:3, 2:3, 1:11 и др. Самые часто встречащиеся модули даны провазком (30,79 м), романской стопой (29,6 см), дилом (22,05 м) и др. Расстояние между важными точками костелов соответствует, согласно М.Шпуреку, 3200, 2300 и 2400 м. Я убежден, что соотношения для некоторых пражских костелов и важных мест тщательно просчитаны математически (т.е. духовно), в то время как другие объекты построены «случайно». Это сложная тема, и без знания средневековой математики ее трудно понять.

Чувствую, что сакральная геометрия Праги меня успокаивает и закрепляет. Наверно, в наше время мы утратили веру во вселенную, в смысл вещей. И вдруг видим систему, отдельные части которой создают содержащую смысл и уравновешенную часть целого. Нечто, что сначала казалось случайным и прагматичным, как улицы Нового Места, а оказалось, что за ним стоит порядок. Даже опасаюсь нескольких взаимопронизывающих порядков, от покорности перед вселенной до положения магического управления обществом через познание того, чем управляется мир.

Прага с пальцами дождя
Присоединяюсь к словам Витезслава Незвала:
«Это не в том, что можно объяснить красотой или стилем. Это не Пороховая башня или Староместская площадь, это не Карлов мост, не старая или новая Прага. Это не в том, что можно снести или снова построить. Это не в твоих преданиях, ни в твоей красоте, Прага! Ты единственная в мире и ты не изменишься, даже если бы тебя полностью снесли. Твоя поэзия непростая, но я ее угадываю, как угадывают мысли обожаемой женщины. Тебя невозможно описать, невозможно нарисовать, нельзя увидеть в зеркало. Не смог бы тебя познать, так как и ты себя не познаешь. Это ни в чем, что можно сказать бойким языком и что можно написать в путеводителе. Это в самой твоей сущности, в ее таинственном упорядочении. В том, как сидит на твоем челе птица. В том, как дитя обращается к матери, когда они проходят возле барочной скульптуры».

Владек Штибер

_________________
Если человек делится яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если человек делится идеями, значит, у него нет яблок.
avatar
Mistr
массовая галлюцинация

Сообщения : 191
Дата регистрации : 2011-08-15

Посмотреть профиль http://praha.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Прага и геометрия

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения